Эволюция EDM: история жанра и его влияние

Что такое edm и какие стили музыки относятся к этому термину?

История формирования и развития танцевальной электронной музыки в XX — начале XXI веков. Понятие «танцевальная электронная музыка»

XX век – век популяризации музыки сферы «третьего пласта», в течение которого танцевальные жанры являлись неотъемлемой частью облика музыкальной массовой культуры. Рост популярности электронных музыкальных инструментов во второй половине XX века нашел свое отражение и в танцевальной музыке, в результате чего сформировалось новое направление в музыке сферы «третьего пласта» – танцевальная электронная музыка, обогатившаяся за счет электронного инструментария новыми выразительными возможностями.

В рамках настоящего исследования представляется необходимым определение понятия «танцевальная электронная музыка», так как в результате рас смотрения справочных и энциклопедических источников данного определения не было обнаружено.

По нашему мнению, данное понятие включает в себя черты двух музыкальных категорий: «танцевальная музыка» и «электронная музыка», определения которых даны во многих музыкальных энциклопедических изданиях. Так «Музыкальная энциклопедия» (гл. ред. Ю.В. Келдыш) характеризует вышеуказанные понятия следующим образом:

«Танцевальная музыка – в общем смысле музыкальный элемент искусства хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических), а также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев, имеющих самостоятельную художественную ценность; в узком смысле – легкая музыка, сопровождающая популярные бытовые танцы…

Организующая функция танцевальной музыки определяет ее наиболее общие внешние признаки: доминирующее положение метроритмического начала, использование характерных ритмических моделей, четкость кадансовых формул…» .

Все вышеуказанные характеристики справедливо можно отнести и к танцевальной электронной музыке.

Особого внимания заслуживают следующие пояснения: «Из всех отраслей искусства танцевальная музыка и песня наиболее непосредственно связаны с бытом и подвержены влиянию моды… Поэтому в образном содержании танцевальной музыки преломляются вкусы и эстетические нормы каждой эпохи; в экспрессии танцевальной музыки отражается облик людей данного времени и манеры их поведения: сдержанно высокомерная паванна, гордый полонез, развинченный твист…»2. Однако, по нашему мнению, необходимо уточиить, что на современном этапе танцевальная музыка относится к сфере «третьего пласта», в то время как до XX века танцевальная музыка относилась и к области профессионального композиторского творчества.

В этом же энциклопедическом издании указано определение понятия «электронная музыка»: «Электронная музыка – это музыка, которая создается и исполняется с помощью электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. В электронной музыке объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания сочиняются…»

Таким образом, на основе существующих определений «танцевальной музыки» и «электронной музыки» представляется возможным сформулировать следующее определение:

Танцевальная электронная музыка – это музыка сферы «третьего пласта», предназначенная для сопровождения танцев в рамках массовых зрелищных мероприятий, создаваемая и исполняемая с помощью электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры, также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев, имеющих самостоятельную художественную ценность, обладающих всеми типичными чертами произведений танцевальной электронной музыки: доминирующее положение метроритмического начала, использование характерных ритмических моделей.

Основной функцией танцевальной электронной музыки является удовлетворение потребности слушателей в развлечении, что во многом определяет принципы ее развития и популяризации в условиях современного художественного рынка.

Средства выразительности танцевальной электронной музыки

Любое музыкальное произведение обладает определенным набором выразительных средств, зависящим от эпохи, в которой оно создавалось, используемого инструментария, а также от своей жанровой специфики и своего предназначения, то есть тех условий, в которых оно представляется слушателям.

Проблемы средств выразительности музыки рассматриваются в работах многих ученых-музыковедов, таких как М.Ш. Бонфельд, Л.П. Казанцева, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, М.И. Ройтерштейн, Ю,Н. Холопов, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман и другие.

История музыкального искусства обусловлена, в том числе, возникновением и развитием средств выразительности, о чем справедливо отмечает Л.П. Казанцева: «Средства выразительности – система, постоянно находящаяся в движении. Ее эволюция – непрерывный процесс обновления, обнаруживающий скрытые до поры выразительные ресурсы и выявляющий их индивидуальные возможности и в результате – переакцентирующий значимость того или иного средства» . Тесную взаимосвязь социально-культурной обстановки на определенном этапе развития общества и выразительных средств искусства отмечает Е.В. Назайкииский: «Искусство реагирует на социальную атмосферу не только идеями, мыслями, чувствами, но и мутацией системы средств, принципов, техник» .

Изучение вопроса классификации средств выразительности показало, что на современном этапе сформировались две основные группы средств выразительности музыки: «специфически-музыкальные и неспецифически-музыкальные» , Так В.В. Медушевский отмечает, что «первые используются только в музыке, и поэтому их восприятие всецело опирается на музыкальный опыт слушателя. Вторые применяются не только в музыке, и поэтому при их восприятии слушатель может использовать колоссальные запасы общего жизненного опыта – биологического (сенсорного, кинетического, пространственного) и социального (речевого, шире – коммуникационного, культурного)» . К группе специфически-музыкальных средств выразительности относятся лад и гармония, которые не способны существовать вне пределов музыки, к неспеци-фически-музыкалъным – темп, ритм, регистр, тембр, зеуковысотный рисунок, артикуляция, громкость, фактура.

По нашему мнению, понятие танцевальная электронная музыка само указывает на особый круг средств выразительности, относящихся к определениям понятий «танцевальная музыка» и «электронная музыка». Так наиболее тесную связь «танцевальной музыки» с ритмическими средствами выразительности отмечает в своих исследованиях М.С. Каган, справедливо утверждающий, что ближайшей областью музыкального искусства, граничащей с искусством танца, является область «ударной музыки» и «внутренне необходимым для него {танца – прим. автора) является не соединение с мелодическими образами -эти последние способны широко варьироваться или вообще отсутствовать, а акцентуация его темпо-ритмического «костяка» …»2. В иерархии выразительных средств танцевальной электронной музыки ритмические средства выразительности: ритм, метр, акценты, темп – играют ведущую роль. Ритм также имеет определяющее значение, будучи составной частью сложных выразительных средств, например, мелодии. А в некоторых стилях танцевальной электронной музыки («техно», «хардкор») такие высотные средства выразительности, как мелодия или лад зачастую вообще отсутствуют.

Носителями основного, «главного» ритма в произведениях танцевальной электронной музыки являются ударные музыкальные инструменты, среди ко торых ведущая роль отводится партии большого («басового») барабана (англ. bass drum), а также партиям малого барабана (англ. snare drum) и «открытых» тарелок (англ. «open hi-hats»). Именно звучание данных инструментов определяет основной ритмический «костяк» произведения, его метрический базис. При этом удары большого и малого барабанов подчеркивают сильные доли в такте, а слабые отмечаются звучанием открытых тарелок.

На современном этапе в рамках танцевальной электронной музыки на основе сочетания партий басового, малого барабана и тарелок сформировался ряд «базовых» ритмических рисунков, наиболее часто используемых в произведениях данного музыкального направления. Условно их можно разделить на две группы: «прямой» (равномерный четырехдольный (или двухдольный)) ритм (рис. 1) и «ломаный» (неравномерный четырехдольный (или двухдольный)) ритм (рис.2).

Dubstep музыка

Dubstep – это электронный музыкальный жанр, который впервые появился в начале 2000-х годов в Лондоне, Великобритания. Он сочетает в себе элементы даб (Dub) и грайм (Grime) музыки, а также других поджанров электронной музыки.

Основным элементом dubstep музыки являются низкие частоты басов, которые вибрируют на так называемом wobble-эффекте. Этот эффект достигается благодаря применению фильтрации звука, и изменению амплитуды и частоты.

Dubstep музыка также подразделяется на поджанры, такие как «brostep», «deep dubstep», «future garage» и «trapstep». «Brostep» – это более агрессивный поджанр и часто отличается от основной темы dubstep. «Deep dubstep» более меланхоличен и мистический, а «future garage» использует больше элементов гаража и хауса.

  • Примеры исполнителей Dubstep музыки:
  • Skrillex – один из наиболее известных представителей dubstep музыки, выигравший несколько наград Grammy.
  • Excision – канадский диджей и продюсер, который также является одним из ведущих исполнителей dubstep музыки.
  • Flux Pavilion – британский диджей и продюсер, создавший один из самых популярных треков в истории dubstep музыки – «I Can’t Stop».

Dubstep музыка стала популярной во всем мире и используется в качестве фоновой музыки, а также на зарубежных фестивалях и концертах. Несмотря на то, что dubstep музыка звучит не для всех, ее поклонники находят в ней уникальную энергию и ощущение свободы.

Современная популярность

EDM стал особенно популярным в последние годы, превратившись в глобальное движение, объединяющее музыкальных продюсеров, диджеев и слушателей со всего мира. Это отличает EDM от других жанров электронной музыки, таких как хаус и техно, которые имели более узкую аудиторию.

EDM утвердил себя как стиль музыки, на котором можно танцевать на любой вечеринке, и стал неотъемлемой частью современной клубной культуры. За последние годы EDM получил широкое признание на музыкальных фестивалях, на которых выступают как многомиллионные звезды, так и талантливые новички.

Главным фактором популярности EDM является его доступность. Благодаря интернету и социальным сетям, музыкальные продюсеры могут легко распространять свои треки и привлекать новых слушателей, не зависимо от местонахождения.

  • Современная популярность EDM объясняется не только музыкой самого жанра, но также и визуализацией, световыми шоу и спецэффектами, которые сопровождают выступления диджеев.
  • В современном мире EDM стал не только музыкой, но и культурным явлением, воплощающим дух свободы, разнообразия и радости от жизни.
Like this post? Please share to your friends: